[Бархадбешабба; сир. , букв.- чадо воскресное] восточносир. церковный писатель рубежа VI-VII вв., автор соч. «Причина основания школ» ( ). В связи с тем, что в рукописи (Siirt 82) XVI в. автор назван «Бар-Хадбшабба Арбайя, епископ Халвана», возникает вопрос о возможной идентичности Б.-Х. X. и Бар-Хадбшаббы Арбайи. Существуют 2 взаимосвязанных источника, содержащих сведения по истории школы в Нисибине: трактаты «Причина основания школ» и «История святых отцов». Их данные местами совпадают дословно, но характеристика отдельных лиц, оценка их деятельности часто противоположны. Мн. совр. исследователи сомневаются в принадлежности одному и тому же лицу трактата о школах и «Истории», поскольку в них имеются противоречащие друг другу сведения; однако есть нек-рые основания, позволяющие приписывать оба сочинения одному автору. Можно предположить, что «История» была написана Б.-Х. Х. в молодости, когда он только начинал свою деятельность. В одном сочинении автором назван Бархадбшабба Арабайя, еп. Халвана, в др.- к этому имени добавлено, что он был «священником и главой надзирателей ( ) святой школы города Нисибина». Этот титул дан ему в заголовке «Истории». В трактате «Причина основания школ» автором назван еп. Халвана, что соответствует и его подписи под деяниями Собора Григория I в 605 г. (Ктава Сунхадос. С. 479). Судя по обоим дошедшим до нас сочинениям, Б.-X. Х. был ученым человеком, хорошо осведомленным в истории школы и знакомым с ее жизнью. Можно предположить, что он сначала учился в ней, потом занял положение старшего учителя (реш бадóке), а затем был рукоположен во епископа Халвана.
Трактат «Причина основания школ» представляет собой памятник апологетики хнанитства с несторианской стороны. Б.-Х. X.- несторианин из школы Хнаны, защищающий своего учителя, но не разделяющий его догматических воззрений.
Трактат отчетливо распадается на 2 ч. 1-я часть, теоретическая, говорит о поучениях, к-рые «были даны Творцом невидимому миру ангелов и человеку»,- поучения Христа своим ученикам и последователям. В этой же части (С. С. Аверинцев называет ее «эпистемологическим рассуждением») дан философский анализ познания мира, причем сир. термины находятся в непосредственной связи с греч. философией. Главным качеством человека является «разум словесный и просвещенный». У разума есть такие качества, как понимание, мышление, а также страсть, гнев, воля. Но «разум стоит над всеми ними» и как «мудрый возница» ( - ἡνίοχος), и как «способный кормчий» ( - κυβερνήτης). Наука, с т. зр. Б.-Х. Х., может быть разделена на 2 ч.- «знание и действие», т. е. на теорию и практику. Далее автор переходит к истолкованию грехопадения человека и рассматривает историю израильского народа как передачу традиций, поучений, к-рые якобы формировались в «школах» ( ), т. е. в группах учеников, собиравшихся вокруг патриархов или пророков, как в «школе Ноя», в «школе Авраама». Поучения в этих школах были даны «Самим Господом». «Великую школу совершенной философии» основал Моисей для «сынов Израиля». Свою школу создал и «премудрый Соломон», точно так же как и др. пророки. Затем трактат переходит к перечислению «собраний» ( ), к-рые и составляли собственно школы. Первым таким «собранием» названа Академия Платона, затем следуют школы Эпикура и Демокрита, но их учение было языческим, они смешивали истину с заблуждениями. Трактат упоминает также о «физиках» ( ), отмечает, что Пифагор заблуждался в учении о Едином Божестве. В Персии «собрание школы» ( ) создал маг Зардушт (Заратустра). Далее автор трактата рассказывает, что с пришествием Христа была «обновлена первоначальная школа его Отца». В ней учителем Писания стал Иоанн Креститель, а управителем, домовладыкой ( ),- ап. Петр. Учение Христа продолжили распространять апостолы. Затем трактат сообщает о том, «как начали быть школы» собственно образовательные и «в какое время стали толковать Писания». Упоминается об Александрийской школе, руководимой «Филоном иудеем», в к-рой процветали философия и экзегеза. Филон толковал Библию аллегорически, совершенно устранив историю. В известной мере трактат связывает с этой традицией и арианство. После Никейского Собора епископами были основаны новые школы: Евстафием - в Антиохии, Иаковом - в Нисибине, где экзегетом стал Мар Афрем (прп. Ефрем Сирин), Александром - в Александрии, где толкователем стал свт. Афанасий Великий. Центральное место в трактате занимает Феодор Мопсуестийский, его толкования Свящ. Писания и отношение к ним. Феодор впервые дал подробные комментарии ко всем книгам Библии и составил также «ответы» относительно всех ересей. В Эдессе были приняты его комментарии. Но «глава и экзегет школы», «светоч» Кийора, сожалел о том, что они «не были переведены на сирийский язык», и он этот перевод осуществил. У Кийоры было много учеников, и они приняли от него толкование Божественных Писаний. После смерти Кийоры его сменил избранный по общему желанию Мар Нарсай. Далее трактат сообщает, что Нарсая в Нисибине сменил Елисей бар Косбайе. Его преемником стал Аврахам, родственник Мар Нарсая. Затем эти обязанности нес Ишояв (569-571). После Ишоява экзегетом школы в течение одного года был Аврахам Нисибийский бар Кардаха, а затем «его степень» ) получил Хнана Адиабенский, учение к-рого стало причиной внутреннего раскола в несторианской Церкви. Б.-Х. Х. отзывается о Хнане в очень лестных выражениях, говорит о его смирении, скромности, о его исключительных знаниях и способности к преподаванию. Б.-X. Х., несомненно, принадлежал к ученикам Хнаны и составлял свой трактат, когда тот был жив. «Мы все молим о продлении его жизни,- пишет Б.-Х. Х.,- потому что он украшал изящным словом философов свои замечательные толкования». В трактате нет указаний на то, что Хнана был осужден на Соборе 585 г. за близость к Православию.
Последняя часть трактата посвящена жизни школы. «Такова вкратце причина школ,- пишет автор.- Не без основания установлена и определена сессия в два срока - летом и зимой. Поскольку человек состоит из души и тела, которые не могут пребывать одна без другой, решили отцы, видя, как мы заботимся о пище духовной, выделить нам время и для работы, для добывания пищи телесной». Б.-Х. Х. прибавляет, что физический труд должен быть подчинен духовной жизни. Там же содержатся советы об общем поведении школяра, к-рое должно быть достойным и примерным.